Сегодня волонтер — это доброволец, человек, который безвозмездно занимается общественной деятельностью, помогает в больницах, домах-интернатах, военным и переселенцам. Многие считают себя волонтерами, некоторые себя таковыми и не считают, а просто безвозмездно помогают другим людям.
Кто же все-таки может быть волонтером в соответствии с реалиями нашего украинского законодательства? Кто может с ним сотрудничать? Как с ним сотрудничать, где регистрировать, какие расходы можно компенсировать — такие и другие вопросы возникают у многих организаций, которые планируют привлекать к своей деятельности волонтеров.
В Украине волонтерскую деятельность регламентирует один единственный закон — Закон Украины № 3236-VI от 19.04.2011 “О волонтерской деятельности”. В марте 2015 года в него были внесены ряд изменений, которые вступили в силу с 1 апреля 2015 года.
Данный Закон дает определение волонтерской деятельности, которую относит к форме благотворительной и дает определение понятию “волонтер”.
Начнем с того, что все физические лица, которые добровольно осуществляют социально направленную неприбыльную деятельность, являются волонтерами в соответствии с действующим украинским законодательством.
Волонтер может работать самостоятельно — что редко бывает, но также его могут привлекать к своей деятельности неприбыльные организации, которые имеют официально зарегистрированный статус. Это, как правило, благотворительные фонды и общественные объединения. Если раньше законодательство Украины требовало специальную регистрацию от неприбыльных организаций как волонтерской организации, то на сегодня измененный закон “О волонтерской деятельности” отменил данную норму.
Если, кто-то хочет обратиться за помощью и воспользоваться поддержкой волонтеров, либо физическое лицо хочет стать волонтером, чтобы сотрудничать с неприбыльными организациями, то список волонтерских организаций любой желающий может найти на сайте Министерства социальной политики Украины.
Попробуем разобраться, какие права имеет волонтер, сотрудничая с неприбыльной организацией и оказывая помощь другим. Что со своей стороны может предложить и гарантировать неприбыльная организация волонтеру?
Ответы на данные вопросы можно искать только в действующем украинском законодательстве.
Измененный Закон “О волонтерской деятельности” позволяет неприбыльным организациям, которые привлекают к своей деятельности волонтеров, осуществлять деятельность с волонтерами с заключением договора об осуществлении волонтерской деятельности или без него. Также, Закон “О волонтерской деятельности” дает право возмещать неприбыльным организациям определенные виды расходов волонтеров.
К таким расходам относятся:
• расходы на командировки на территории Украины и за границу в пределах норм возмещения расходов, установленных для государственных служащих и работников предприятий, учреждений и организаций, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств;
• подтвержденные документами, расходы на проезд (включая перевозку багажа) к месту осуществления волонтерской деятельности; расходы на получение визы; расходы на питание, когда волонтерская деятельность длится более 4 часов в сутки;
• расходы на проживание в случае командировки волонтера в другой населенный пункт для осуществления волонтерской деятельности, которая продлится более 8 часов в сутки;
• расходы на почтовые и телефонные услуги, если волонтер осуществляет волонтерскую деятельность за пределами местонахождения неприбыльной организации;
• расходы на проведение медицинского осмотра, вакцинации и других лечебно-профилактических мероприятий, непосредственно связанных с предоставлением волонтерской помощи.
Кроме этого, неприбыльным организациям разрешили страховать жизнь и здоровье волонтеров на период осуществления ими волонтерской деятельности в соответствии с Законом Украины “О страховании”.
Вроде бы все понятно, четко написано, но стоит обратить внимание, не смотря на то, что договор о сотрудничестве с волонтером не обязательно заключать на основании действующего закона, но компенсация вышеперечисленных расходов возможна неприбыльной организацией только при обязательном наличии данного договора. Поэтому в данном случае договор о сотрудничестве просто необходим.
Кроме этого важно не забывать, что волонтер — это физическое лицо, которое может получать определенные виды доходов. И получая компенсацию своих расходов, которые он понес при осуществлении волонтерской деятельности, не будет ли он потом еще и платить налог с данных компенсаций? Ответ как всегда нужно искать в законодательстве.
Измененный Закон “О волонтерской деятельности” определил, что компенсация вышеперечисленных расходов не будет являться доходом волонтера и не будет облагаться налогом на доходы физических лиц и единым социальным взносом.
Но неприбыльным организациям все же следует быть осторожными при компенсации расходов волонтерам. Для того чтобы возмещенные расходы не облагались налогом на доходы физических лиц и единым социальным взносом, данные пункты должны быть урегулированы в Налоговом Кодексе Украины и Законе Украины “О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование”. Эти два закона регулируют правила определения доходов и налогообложения выплат доходов физическим лицам.
Попытаемся рассмотреть существующие нормы Налогового кодекса Украины и поискать возможность компенсации утвержденных Законом “О волонтерской деятельности” расходов без налогообложения.
1. Расходы на проезд, проживание, питание и телефонные переговоры. Прямой нормы, которая позволяла бы компенсировать данные расходы любым физическим лицам, в том числе и волонтерам, в Налоговом кодексе нет. Есть только пп. 165.1.4. Налогового Кодекса, который позволяет не включать в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход волонтера суммы выплат или возмещений (кроме заработной платы или других выплат, возмещений по гражданско-правовым договорам), неприбыльным организациям и благотворительным фондам Украины не более 1710 гривень за весь календарный 2015 год. Все суммы превышений должны подлежать налогообложению по ставке 15-20% в зависимости от выплаченной суммы.
2.Расходы на командировку. В соответствии с п.170.9 Налогового кодекса не будет являться доходом физического лица, находящегося в трудовых отношениях со своим работодателем, сумма возмещенных ему в установленном законодательством порядке расходов на командировку и в пределах фактических расходов на:
проезд (в том числе перевозку багажа, бронирование транспортных билетов) как к месту командировки и обратно, так и по месту командировки (в том числе на арендованном транспорте);
оплату стоимости проживания в гостиницах (мотелях), а также включенных в такие счета расходов на питание, на наем других жилых помещений;
оплату телефонных разговоров, оформление загранпаспортов, разрешений на въезд (виз), обязательное страхования, другие документально оформленные расходы, связанные с правилами въезда и пребывания в месте командировки, в том числе любые сборы и налоги, подлежащие уплате в связи с осуществлением таких расходов.
Волонтер, к сожалению, не является сотрудником неприбыльной организации. Он сотрудничает с неприбыльной организацией на условиях специального договора об осуществлении волонтерской деятельности, который не относится к рангу трудовых. Поэтому все выплаты, компенсированные в рамках командировки волонтера, будут облагаться налогом в размере 15-20% в зависимости от суммы.
3.Расходы на проведение медицинского осмотра, вакцинации и других лечебно-профилактических мероприятий, непосредственно связанных с предоставлением волонтерской помощи.
Не включаются в налогооблагаемый доход согласно пп.165.1.19. Налогового кодекса:
средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемых как помощь на лечение и медицинское обслуживание физического лица, в том числе, но не исключительно, для приобретения лекарств, донорских компонентов, ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов, за счет средств благотворительной организации или его работодателя,
расходы работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону Украины “О защите населения от инфекционных болезней” и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом Украины “Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения” при наличии соответствующих подтверждающих документов.
Пункт 165.1.19. Налогового кодекса разрешает компенсировать без налогообложения расходы на медицинское обслуживание, но только для волонтеров, которые сотрудничают с некоммерческими организациями в виде благотворительных фондов. Общественные организации в данный перечень не попадают.
Если говорить о расходах на вакцинацию, то законодательство разрешает осуществлять их без налогообложения только для сотрудников. Как уже указывалось выше, волонтеры не относятся к сотрудникам организации. Вывод таков, что данные расходы тоже подпадают под налогообложение в размере 15-20% в зависимости от суммы.
Расходы, связанные со страхованием здоровья и жизни на период заключения договора об осуществлении волонтерской деятельности. Порядок налогообложения страховых платежей (взносов, премий) налогом с доходов физических лиц установлен пп. 164.2.16 Налогового кодекса. Данным пунктом предусмотрено включение в состав общего месячного (годового) налогооблагаемого дохода налогоплательщика суммы страховых платежей, уплаченных любым лицом — резидентом за налогоплательщика, в данном случае за волонтера. Отсюда следует, что сумма расходов на страхование волонтеров является объектом налогообложения налогом на доходы физических лиц в размере 15-20% в зависимости от суммы.
Как видим, нормы, регулирующие порядок налогообложения выплат волонтерам в Налоговом Кодексе Украины на данный момент отсутствуют. Поэтому неприбыльным организациям нужно дополнительно изыскать как минимум 15% от сумм, которые будут выплачиваться волонтерам, для уплаты налога на доходы физических лиц в бюджет.
Единым социальным взносом все вышеперечисленные выплаты не будут облагаться, поскольку эти выплаты в соответствии с действующим законодательством можно отнести к дополнительному благу, которое не является объектом для начисления и удержания единого социального взноса.
Также все доходы физических лиц — волонтеров на сегодняшний день облагаются военным сбором в размере 1,5%. Исключений для волонтеров по военному сбору не делает, ни Налоговый кодекс, ни сам Закон Украины “О волонтерской деятельности”.
Подводя итоги можно сделать вывод, что неприбыльным организациям следует быть осторожными при компенсации расходов волонтерам. Важно помнить, что действующее законодательство требует внесения изменений на уровне основных законов, регулирующих порядок налогообложения доходов физических лиц и которые позволят неприбыльным организациям компенсировать расходы волонтеров без налогообложения.